Глава 6 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6.1. Экономическое районирование как метод территориальной организации народного хозяйства

Процесс районообразования формируется под воздействием системы факторов производственного, ресурсного, социального и политического характера.

Производственные отношения прежде всего оказывают опре­деляющее воздействие на уровень, форму организации произво­дительных сил района и на специализацию его хозяйства.

Территориальное разделение труда — один из важнейших эле­ментов районообразования. Оно предполагает две стороны про­цесса — специализацию хозяйства и степень развития экономи­ческих связей между специализирующимися территориями.

Размещение трудовых ресурсов наряду с природными услови­ями и природными ресурсами определяет направление хозяй­ственной специализации конкретной территории и уровень раз­вития производительных сил.

На процесс районообразования влияют как национальный фак­тор, социально-политические условия, характерные для конкретно­го этапа развития страны, так и транспортная освоенность террито­рии, геополитическое положение страны и ее отдельных частей.

Анализ районообразующих факторов на длительном времен­ном этапе развития общества показывает, что их значение изме­няется в зависимости от исторической эпохи, в которой они дей­ствуют. На формирование экономических районов существенное влияние оказывает овеществленный человеческий труд. При рай-онообразовании приходится иметь дело с постоянно имеющимся объектом — производительными силами. Следовательно, процесс районообразования динамичен по своей сути при сохранении ос­новных подходов к его проведению.


Экономическое районирование в практическом преломлении необходимо в целях выделения достаточно устойчивых для конк­ретного этапа развития социально-экономических территориаль­ных образований (единиц), применительно к которым реализуется региональная политика государства.

Исходное значение имеют изучение и планирование основных социально-экономических показателей по макрорегионам страны.

 

6.2. Определение макрорегиона и экономического района, их главные признаки и районообразующие факторы

Макрорегионы — это крупные экономические зоны страны с характерными природными и экономическими условиями разви­тия производительных сил, зависящими от сочетания и концент­рации природных ресурсов, исторических факторов хозяйствен­ного становления и регионального распределения населения.

В настоящее время для макроэкономических исследований выде­ляются два макрорегиона — Западная и Восточная зоны страны. При­родные и демографические ресурсы их развития столь различны, что подходы к формированию этих зон принципиально не совпадают.

На территории Западной зоны страны сконцентрировано бо­лее 78% населения России, здесь производится 73% товарной про­дукции промышленности, 76% продукции сельского хозяйства. Вместе с тем производственный комплекс зоны испытывает ост­рый недостаток сырьевых ресурсов, в первую очередь топливно-энергетических.

Основные природные ресурсы сосредоточены в Восточной зоне страны. Восток страны играет ведущую роль в обеспечении страны сырьем, топливом и конструкционными материалами. Здесь добывается более 79% угля, 69% нефти с газовым конден­сатом, 92% газа, 62% продукции цветной металлургии и т.д. По­давляющая часть сырьевых ресурсов потребляется в Западной зоне страны и экспортируется.

Границы макрорайонов принимаются несколько условно, по­скольку в пределах каждого из них имеются районы, природно-климатические и хозяйственные характеристики которых значи­тельно отклоняются от закономерностей, присущих макрорегио­ну в целом.

Так, арктические районы как Западной, так и Восточной зон рез­ко выделяются по природно-климатическим и ресурсным предпосыл­кам, по достигнутым уровням социально-экономического развития и степени освоенности. Однако выделение арктических районов в са­мостоятельную макроединицу, как это предлагают ряд экономгеогра-фов, вряд ли актуально, так как организационные формы жизнеобес­печения и управления этими территориями жестко связаны со сло­жившейся структурой административного деления страны.

В то же время Поволжье и Урал, ранее включавшиеся в состав Восточной зоны страны, переведены в состав Западной зоны в силу большей схожести по уровням развития и обеспеченности ресурсами. Понятие «экономический район» является основным элемен­том территориальной структуры народно-хозяйственного комп­лекса страны. Он выделяется специализацией в территориальном разделении труда, имеет присущую только ему структуру хозяй­ства, получившую развитие на основе специфического для данной территории сочетания природных ресурсов и социально-экономи­ческих предпосылок. Обязательный признак экономического рай­она — относительно законченная система воспроизводственного процесса. Можно дать и другое определение этого понятия: экономичес­кий район — это территориальная часть хозяйства страны, харак­теризующаяся конкретным экономико-географическим положе­нием, территориально-хозяйственным единством, своеобразием природных и экономических условий и исторически сложившейся производственной специализацией, основанной на территориаль­ном общественном разделении труда. В экономической литературе имеется множество определений экономического района. Однако, различаясь теми или иными от­тенками, в основном терминологического и понятийного харак­тера, практически все определения включают в себя такие базо­вые элементы, как хозяйственная специализация, специфика территориального сочетания природных ресурсов и социально-экономических предпосылок развития. Принципиальным моментом определения экономического района является комплексный подход к учету всех факторов и предпосылок, способствующих выделению его в равноправную территориальную единицу предплановых и прогнозных исследо­ваний. Наряду с экономическим районированием территория страны может делиться на условные территориальные образования по одному или группе факторов, влияющих на региональное разде­ление труда. В частности, это можно отнести к энергоэкономи­ческому и демографическому районированию и т.п. Основу энер­гоэкономического районирования составляет деление страны по степени обеспеченности территории собственными энергоресур­сами, экономике их использования, их дефицитности или избы­точности и т.п. Однако эта принципиально важная экономичес­кая категория входит составной частью в экономическое райони­рование, как и все другие частные территориальные деления по отдельным факторам и условиям развития. Выделение экономического района в системе народного хозяй­ства страны осуществляется на основе формирующегося районно­го хозяйственного комплекса в рамках принятого на конкретном этапе развития экономики административного деления. Знак ра­венства между понятиями «экономический район» и «районный хозяйственный комплекс» ставить нельзя. Районный хозяйственный комплекс — система хозяйства и социальных процессов, объективно формирующихся в пределах определенной территории. Экономический район — понятие более широкое, так как он может включать в свой состав хозяйствен­ные комплексы ряда территорий, характеризующихся или одно­типными направлениями развития и специализации, или подчи­ненных друг другу в решении конкретных социально-экономичес­ких задач развития территории нескольких административных образований. Экономический район выделяется на базе группировки хозяй­ственных комплексов ряда административных образований в це­лях обеспечения управления экономическими процессами, созда­ния банка данных унифицированной информации, проведения предплановых и прогнозных исследований на основе единой ме­тодологии. Первое практическое отражение экономическое районирова­ние нашло в плане ГОЭЛРО (1920). В нем было выделено 8 круп­ных районов. В 1921 г. Госплан России разработал проект разде­ления страны уже на 21 экономический район. В основу районирования был положен экономический прин­цип. В виде района выделялась своеобразная, по возможности экономически оформленная территория страны, которая благода­ря комбинациям природных особенностей, национальных навы­ков населения с его подготовкой для дальнейшей производствен­ной деятельности представляла бы одно из звеньев общей цепи народного хозяйства. Таким образом, основные контуры районов определяются при­родными условиями, степенью вовлеченности их в использование, специализацией в системе разделения труда, трудовыми ресурса­ми (их плотностью, квалификацией, национальным составом, концентрацией в городах и на селе), транспортной освоенностью, степенью развития социальной и производственной инфраструк­туры. Сетка экономических районов в СССР неоднократно пере­сматривалась, изменялось их количество и уточнялся состав круп­ных районов.

Первый пятилетний план (1929—1932) был составлен по 24 рай­онам, второй — по 32 районам и зоне Севера, третий (1938—1942) — по 9 районам и 10 союзным республикам. В 1963 г. утверждена сетка экономических районов СССР (уточненная в 1966 г.), включающая 18 крупных экономрайонов, в том числе 10 крупных районов РСФСР — Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черно­земный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибир­ский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный. В настоящее время в силу возросших различий в развитии производительных сил из Севе­ро-Западного района выделена значительная территория, образовав­шая Северный экономический район. Рыночные отношения не вносят коренных изменений в фор­мирование материальной основы территориальных комплексов и территориальное разделение общественного труда (лишь модифи­цируют его). Поэтому сохраняют свое значение известные в пла­новой экономике районообразующие принципы экономического районирования. Важнейший из них — обеспечение рациональной территориальной специализации, концентрации и комплекснос­ти хозяйства, включая самодостаточность финансово-бюджетных ресурсов. Наряду с этим усиливается роль социального, экологи­ческого и организационного факторов. Нельзя недооценивать (как и переоценивать) значение такого принципа районообразования в рыночной экономике, широко используемого на Западе, как учет диверсификации хозяйства. Однако по своей значимости он ус­тупает влиянию традиционной территориальной комплексности. Вместе с тем можно утверждать, что существующая сетка эко­номических районов требует определенной корректировки в со­ответствии с государственными задачами и научными прин­ципами районирования. К ее основным недостаткам относятся: практически универсальное использование для решения разноха­рактерных и разноэтапных задач (текущих и стратегических); раз-номасштабность отдельных районов, сильно различающихся эко­номическим потенциалом (по населению Центральный район в 5 раз превосходит Северный, при этом его территория более чем в 3 раза меньше); недостаточно полное и последовательное отра­жение принципа территориальной специализации; чрезмерная дифференциация принципа территориальной специализации; чрезмерная дифференциация в пределах многих районов оценок на ресурсы многоцелевого назначения (например, оценки топли­ва внутри энергоизбыточной Восточной Сибири различаются бо­лее чем вдвое). Резко различаются по специализации и направленности даль­нейшего развития области, края, республики, объединяемые По­волжским, Западно-Сибирским, Восточно-Сибирским, Дальнево­сточным районами; другие районы (Центральный и Уральский) сосредоточивают очень большой экономический потенциал, а Центрально-Черноземный, Волго-Вятский районы нуждаются в отдельных исправлениях границ. Территориально-организационная структура привязана к ук­реплению государственного строя, обеспечивая надлежащую уп­равляемость общественного развития. Реализации указанной задачи будет способствовать, в частно­сти, упорядочение, а затем оптимизация территориальных границ социально-экономической деятельности не только региональных и местных, но и федеральных органов власти в результате преоб­разования административного деления.

Немаловажное значение приобретает создание условий для удобства управленияпланирования (прогнозирования), опера­тивного регулирования, координации, учета и контроля в различ­ных государственных и иных сферах. Для этого необходимы орга­низационные формы в виде административно-экономических районов рациональной величины с адекватными руководящими органами.

Особая проблема административного районирования — наци­онально-территориальная структура. Несмотря на внешне много­национальный состав населения России, преувеличивать значение этого обстоятельства нельзя, хотя бы потому, что коренное насе­ление (русские) составляет у нас 4/5 всех жителей. По междуна­родным стандартам, Россия относится не к многонациональному, а мононациональному типу государств, хотя и с весьма пестрой этнической структурой. По целому ряду причин заложенный 75 лет назад национальный принцип административно-террито­риального деления изжил себя и действует только в силу истори­ческих традиций.

Действительно, нет оснований для его сохранения, если учесть, что в РФ провозглашены в качестве основ конституционного строя права и свободы и повсеместно распространены национально-культур­ные автономии, что законом закреплено равенство всех субъектов Федерации при нерушимости территориальной целостности государ­ства. Правовое государство не может признавать особых прав одного региона (а следовательно, народа) по сравнению с другими, а миро­вая практика показывает, что федеративные государства с ненацио­нальным территориальным делением являются наиболее устойчивы­ми. Нигде, кроме России, нет многочисленных государственно-наци­ональных образований, к тому же наделенных, вопреки Конституции, дополнительными правами — не только экономическими, но и поли­тическими (двусторонние договоры с Центром). В последние годы прослеживается реализация идеи усиления межрегиональной интеграции смежных областей, краев, респуб­лик. Практика показывает, что самостоятельно, без участия фе­дерального Центра регионам не под силу создать объединяющие территориально-организационные структуры.

Попытки стихийной организационно-хозяйственной консоли­дации областей проявлялись и раньше.

Так, в свое время о создании экономического союза в границах бывшего Приокского совнархоза договорились 6 областей — Брян­ская, Калужская, Липецкая, Орловская, Рязанская и Тульская. В какой-то мере эта идея реализуется сейчас в образовании 8 межрегиональ­ных ассоциаций экономического взаимодействия — «Центральная Рос­сия», «Черноземье», «Большая Волга», «Сибирское соглашение», а также созданные на Северо-Западе, в республиках, краях и облас­тях Северного Кавказа, в Уральском регионе и на Дальнем Востоке.

Деятельность ассоциаций поддерживается федеральной властью. Постановлением Правительства РФ от 16.09.93 № 918 определены их основные задачи и делегированы некоторые права федеральных органов (формировать территориальный фонд товарных и сырьевых ресурсов, выдавать разрешение на бартерные сделки, определять размеры и порядок взимания платы за пользование природными ре­сурсами и ряд других). Следует, однако, отметить, что указанные ас­социации являются, по сути дела, общественными объединениями и не оказывают серьезного влияния на активизацию процессов межре­гиональной интеграции. Стихийно создающиеся и не увязанные меж­ду собой общеэкономическими целями, они пока не могут рассмат­риваться как основа нового районирования. Некоторые ученые и специалисты предполагают ликвидиро­вать недостатки сложившейся территориально-организационной структуры посредством предоставления всем субъектам Федера­ции равных не только экономических, но и политических прав или перехода к однозначному территориальному делению на сложив­шейся областной основе. Помимо того что рекомендуемая схема кардинально не решает вопрос (сохраняются перекосы в эконо­мическом потенциале регионов, недостатки их специализации и комплексности и т.п.), ее реализация сейчас вообще невозможна, ибо регионы уже получили законодательный статус, обладают оп­ределенными правами, которые нельзя отобрать, не нарушая Кон­ституцию.

Вышесказанное не означает прекращения работ по совершен­ствованию сетки экономического районирования в целях повы­шения эффективности региональной политики управления госу­дарством.

В настоящее время существует ряд проектов регионального деления страны.

Первый проект основан на базе действующей сетки экономи­ческого районирования:

1) Центр;

2) Север;

3) Северо-Запад;

4) Волго-Вятка;

5) Центральное Черноземье;

6) Северный Кавказ;

7) Поволжье;

8) Урал;

9) Западная Сибирь;

10) Восточная Сибирь;

11) Дальний Восток.

Второй проект делаетупор наразукрупненную сетку:

1) Рос­сийский Центр (Московский регион);

2) Европейский Север;

3) Северо-Запад;

4) Запад;

5) Волго-Ока;

6) Волго-Вятка;

7) Цен­тральное Черноземье;

8) Северный Кавказ;

9) Средняя Волга;

10) Нижняя Волга;

11) Средний Урал;

12) Южный Урал;

13) За­падная Сибирь;

14) Южная Сибирь;

15) Восточная Сибирь;

16) За­байкалье;

17) Дальний Восток;

18) Северо-Восток.

Третий проект составлен с учетом укрупненной сетки:

1) Рос­сийский Центр (Центральная Россия);

2) Северо-Запад;

3) Цент­ральное Черноземье;

4) Северный Кавказ;

5) Поволжье;

6) Урал;

7) Сибирь;

8) Дальний Восток.

Для третьего проекта по сравнению с действующим и особен­но разукрупненным районированием характерно относительное выравнивание экономических характеристик макрорегионов. Со­храняя преимущества высокой концентрации ресурсов в каждом макрорегионе, укрупненная сетка (8 районов) имеет сравнитель­но небольшие колебания экономического и структурно-организа­ционного потенциала: населения — в 2,7 раза, количества входя­щих областных единиц — в 1,7, тогда как колебания указанных показателей для действующей сетки (11 районов) составляют со­ответственно 4,9 и 2,6, а для разукрупненной сетки (18 районов) — соответственно 10,6 и 5 раз.

На стабилизацию социально-политической обстановки в ре­гионах оказывает влияние «степень присутствия» национального фактора. В этом отношении укрупненная и действующая сетки дают определенные преимущества: максимальный удельный вес населения национальных образований составляет здесь 35—36%, в то время как при разукрупненной сетке — 53% (хотя фактичес­кая численность титульных этносов значительно ниже).

Укрупненная сетка в значительной степени совпадает с дей­ствующей схемой межрегиональных ассоциаций, хотя цели и за­дачи этих образований имеют значительные различия.

Ввиду большого сходства специализации входящих регионов (областей, краев, республик), их тесных связей и благоприятных условий хозяйственной интефации в каждом из 8 макрорегионов четко прослеживается выраженная общность решаемых специфи­ческих межрегиональных проблем. При активной поддержке фе­дерального Центра это будет способствовать успешной реализа­ции главных общенациональных задач — выходу из кризиса, ста­билизации и оживлению экономики.

Таким образом, с точки зрения целей реформирования терри­ториального деления страны предпочтительным можно считать проект укрупненной сетки административно-экономических об­разований. Ввиду офомных размеров отдельных районов (Сибирь и Дальний Восток) может потребоваться их разукрупнение и до­ведение общего числа макрорегионов до 10.

Однако этим реформирование территориального деления не исчерпывается.

Современная России состоит из двух огромных частей: Запад­ного (Европейская часть России и Урал) и Восточного макроре­гионов (азиатская часть России). Они различаются исторически­ми особенностями освоения территории, природно-климатичес­кими особенностями, уровнем и проблемами экономического развития, соотношением основных ресурсов и их использовани­ем, перспективами развития.

Территория России до настоящего времени подразделяется на 11 экономических районов, из них 8 — в Западном макрорегионе (Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский и Уральский) и 3 в Восточном макрорегионе (Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный). Однако сетка эконо­мических районов, используемая до сих пор, устарела по следу­ющим причинам:

• во-первых, районы не имеют собственного территориально­го управления (оно существует лишь на ступеньку ниже — в республиках, краях и областях);

      во-вторых, многие районы (Сибирские, Урал, Поволжье) образованы более 50 лет назад, другие существуют три де­сятилетия. Но экономика мобильна. В ряде районов за эти годы создана мощная добывающая промышленность, в дру­гих она ослаблена за счет истощения ресурсов. Сформиро­вались крупнейшие базы оборонной промышленности, не соответствующие границам этих районов. В целом по стра­не изменился географический рисунок экономики. Многие районы имеют нечеткую специализацию;

      в-третьих, выделенные районы оказались крайне неравно­ценны как по численности населения, так и по экономичес­кому потенциалу. Естественно, что они отличаются по раз­мерам территории.

      Поэтому, например, Центральный район, где проживает почти 1/2 населения страны и сосредоточены 1/з промышленного, 1/2 науч­ного потенциала России, трудно сравнить с Дальним Востоком, огром­ным по территории (36% площади страны), но слабо заселенным (5% жителей), или с северными районами (4% жителей).

Иными словами, сетка районов не соответствует огромным изменениям, происшедшим в экономике страны. Осложнены воз­можности использования существующих рамок районов и для рыночной экономики. Самое главное, районирование должно способствовать форми­рованию не только эффективной экономики, территориально-производственных комплексов, но и новых рыночных структур (ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов и т.д.) в опре­деленных территориальных границах. Необходимо не одностороннее экономическое, а комплексное социально-экономическое районирование, учитывающее истори­ческие особенности заселения, географические особенности рас­селения и условия жизни людей, проблемы и географию городов (от крупнейших до мелких) и сельских поселений, миграцию на­селения. Районирование должно быть эколого-экономическим, т.е. спо­собствовать улучшению экологических условий, учитывать мест­ные природные особенности, проблемы дефицита отдельных ре­сурсов. Районирование должно способствовать укреплению единства всех частей государственной территории России и обеспечивать управление ими, т.е. решать политические задачи. В то же время территориальное управление, отсутствующее в экономических районах, присутствует в регионах более низкого ранга — в административно-территориальных единицах (в респуб­ликах, краях и областях). К сожалению, действующее администра­тивно-территориальное деление в значительной степени устарело. До революции в границах современной России насчитывалось 56 административных единиц. В 1920-е гг. в Советской России их число первоначально сократилось до 14 областей, краев и ав­тономных республик. Однако командно-административной сис­теме управления потребовалось более дробное деление страны. В итоге к моменту распада СССР Российская Федерация состоя­ла из 49 областей, 6 краев (в составе которых было 5 автономных областей), 16 автономных республик. В слабо заселенных районах России (в областях и краях) было образовано 10 автономных и на­циональных округов. В современной России автономные респуб­лики и области (кроме Еврейской автономной области) добились повышения своего статуса, став республиками (их ныне 21). При этом бывшие автономные области (включая Еврейскую) вышли из состава краев, и теперь фактически нет разницы между краями и областями России. Такая сложная современная админи­стративно-территориальная система России не обеспечивает нор­мальных условий для территориального управления. Было бы целесообразно привести сложившуюся систему тер­риториального районирования в соответствие с новыми требова­ниями, возникшими в связи с переходом на рыночную экономику. В России выделяются две широтные социально-экономичес­кие и экологические зоны: зона Севера и Основная зона расселе­ния и хозяйственного освоения. Иными словами, мы имеем вновь два макрорегиона, только разделенных не меридиональной, а ши­ротной границей. Сама зона Севера может быть поделена на не­сколько частей — районов: Европейский Север, Обский Север, Енисейский Север (Обский и Енисейский Север могут быть объ­единены в единый Сибирский Север) и Северо-Восток.

Более сложно разделить основную зону расселения и хозяй­ственного освоения. Для нового районирования густозаселенной и староосвоенной ее территории необходимо учитывать следу­ющие факторы:

исторический — как поэтапно осваивалась территория России; расселенческий — как размещается население и какие крупные взаимосвязанные системы населенных пунктов образуют ареалы расселения, к каким крупным городам и агломерациям тяготеет население;

экономический учет крупнейших промышленных узлов и районов, научных центров с наукоемкими производствами;

природный, связанный не с природным районированием и зо­нированием, а с географией речных бассейнов России. Это осо­бенно важно, так как исторически все русские княжества возни­кали вокруг городов на важных речных системах. Исторические границы внутри России, как и во многих странах, проходили по водоразделам рек. То есть наблюдается четкая взаимосвязь гидро­графического, исторического и расселенческого факторов.

Реки с их пресной водой являются важным фактором для раз­мещения экономики. Пресная вода — важнейший из ресурсов для жизни людей, а охрана водных ресурсов — одна из главных про­блем экологии.

Исходя из изложенных факторов и особенностей, учитыва­емых при районировании, предлагается следующая система рай­онирования:

1.  Балтийский район, охватывающий бассейн рек Балтийско­го моря, — Санкт-Петербург, Ленинградская, Псковская, Новго­родская и Калининградская области.

2.  Волго-Днепровский, охватывающий Верхнюю Волгу — Тверская, Смоленская, Брянская, Калужская области.

3.  Волго-Окский, включающий области Центрального райо­на — Тульскую, Рязанскую, Владимирскую, Ивановскую, Яро­славскую и Костромскую.

4.  Москва и Московская область — их целесообразно выделить в специальный федеральный округ.

5.  Волго-Камский — Нижегородская, Кировская области и республики Марий Эл, Чувашская и Мордовская.

6.  Средневолжский — Самарская, Ульяновская, Пензенская области и Республика Татарстан.

7.  Нижневолжский — Саратовская, Волгоградская, Астрахан­ская области и республика Калмыкия.

8.  Черноморско-Азовский район — Ростовская область, Крас­нодарский и Ставропольский края.

9.  Северный Кавказ (горный) — республики Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия, Чеченская, Ингушетия.

10.Северный Урал — водораздел рек Камы и Оби: Пермская, Свердловская области и Удмуртская Республика.

11.Южный Урал — Оренбургская, Челябинская и Курская об­ласти.

12. Обь-Иртышский (Западная Сибирь) — юг Тюменской об­ласти (без Ямало-Ненецкого и Ханты Мансийской округов), Ом­ская, Новосибирская и юг Томской области.

13. Верхнеобский (Кузнецко-Алтайский) — Кемеровская об­ласть, Алтайский край и Республика Алтай.

14. Ангаро-Енисейский — юг Красноярского края, республи­ки Хакасия и Тыва.

15. Байкало-Амурский — юг Иркутской области, Республика Бурятия и Читинская область.

16. Тихоокеанский — Амурская область, юг Хабаровского края, Еврейская автономная область, Приморский край и Сахалинская область (включая Курильские острова).

17. Европейский Север — Мурманская, Вологодская и Архан­гельская области (включая Ненецкий автономный округ), респуб­лики Карелия и Коми.

18. Обский Север — северная часть Тюменской области (в гра­ницах Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов) и север Томской области.

19. Енисейский Север — север Красноярского края и север Иркутской области.

20. Северо-Восток — Республика Саха (Якутия), север Хабаров­ского края, Магаданская область (включая Чукотский автономный округ), Камчатская область (включая Корякский автономный округ).

В связи с предлагаемой системой экономического райониро­вания необходимо привести в соответствие и административно-территориальное деление России.

Так как при районировании использовался широтный прин­цип, то многие административно-территориальные единицы дол­жны быть поделены на северную часть и южную, расположенную в основной зоне расселения и хозяйственного освоения.

1.  Тюменская область делится:

      на Южно-Тюменскую (до границы с Ханты-Мансийским автономным округом);

      Северо-Тюменскую, включающую Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

2.  Томская область делится:

      на Южно-Томскую — по границе, проходящей от Северной границы Южно-Тюменской области через город Колпашев, далее по реке Кетьдо Красноярского края;

      Северо-Томскую, включающую всю северную часть области от северной границы Южно-Томский до границы с Ханты-Мансийским округом.

3.  Красноярский край делится:

•  на Южно-Красноярскую область — по границе от Северной границы Южно-Томской области (проходящей по реке Кетъ) перпендикулярно реке Енисею с выходом на границу Эвенкийского автономного округа;

      Северо-Красноярскую область (включая часть, не вошедшую в Южно-Красноярскую область, в том числе Эвенкийский и Таймырский автономные округа).

4.  Иркутская область делится:

      на Южно-Иркутскую, северная граница которой проходит от северной границы Южно-Красноярской области, далее перпердикулярно реке Лене до пересечения с республикой Бурятия;

      Северо-Иркутскую область, куда войдет часть, не вошедшая в Южно-Иркутскую область, и, возможно, часть Республи­ки Саха (Якутия), расположенная между двумя территори­ями Северо-Иркутской области (города Мирный, Ленек).

Хабаровский край делится:

      на Южно-Хабаровскую область с границей от северной гра­ницы Амурской области по кратчайшему пуги до Охотско­го моря (включая Шантарские острова);

      Северо-Хабаровскую область, включающую не вошедшую в территорию Хабаровского края Южно-Хабаровскую область.

Все остальные административно-территориальные единицы остаются в прежних границах.

В экономических районах, по нашему мнению, необходимо со­здать территориальные органы управления во главе с губернато­ром, а в республиках, краях и областях, входящих в тот или иной экономический район, территориальные органы управления дол­жны возглавляться наместниками губернатора с ограниченным штатом.

 


...192021222324252627282930313233... 
25  |Региональная экономика|Региональное самофинансирование 27  |Региональная экономика|Формирование территориальных пропорций размещения производительных сил
Разделы библиотеки
Книги по микроэкономике
Книги по бюджетированию (34)
Финансовый анализ (8)
Книги по управлению персоналом (41)
Книги по финансовому менеджменту (52)
Книги по управлению предприятием (63)
Книги по экономике
Книги по истории экономики (3)
Книги по маркетингу, рекламе и PR (7)
Экономика России (8)
Книги по экономической теории (26)
Книги по финансовому менеджменту (10)
ИТ и коммерция (6)
Книги по менеджменту (66)
Банк, страхование (2)
Книги по рынку Форекс (20)
Книги по финансам и кредиту (10)
Книги по бухгалтерскому учету и аудиту (6)
Книжный магазин
Большой выбор книг в интернет-магазине
Бюджетирование
Ресурсное и финансовое планирование при составлении бюджета предприятия
План производства
Оптимизация многовариантного производства при ресурсных ограничениях
Себестоимость
Калькулирование плановой и фактической себестоимостей продукции и услуг
Финансовый анализ
Анализ бухгалтеской отчетности в MS Excel в документы MS Word
Самиздат
Статьи и публикации наших партнеров

Исследование производственных отношений Исследование производственных отношений Настоящая книга посвящена производственным отношениям, так как эффективность их структуры и эффективность функционирования в значительной степени обеспечивают расширенное или напротив суженное производство валового продукта и национального дохода. Исследования производственных отношений осуществляются на материале российской экономики, с привлечением статистического и аналитического материала мирового хозяйства. Значительное внимание в книге уделено сравнительному анализу социалистических и буржуазных производственных отношений. Автор рассматривает социалистическую альтернативу современным производственным отношениям в России. Завершая теоретический анализ производственных отношений, автор дает прогноз развития производственных отношений. Производственные отношения рассматриваются в тесной диалектической взаимосвязи с производственными силами, так как конкретные масштабы хозяйственной деятельности находят свое выражение в развитии производительных сил. Значительное...
Анализ и оценка риска производственной деятельности Анализ и оценка риска производственной деятельности В пособии рассмотрены опасности производственной среды и их классификация. Особое внимание уделено классификации условий трудовой деятельности. Приведены теоретические основы управления производственным риском, математический аппарат анализа риска, основанный на теории вероятностей. Даны психологические методы оценки и снижения производственного риска, рассмотрены вопросы оценки и возмещения ущерба, наносимого человеку и производству авариями, несчастными случаями и профессиональными заболеваниями, проанализирована система обязательного социального страхования на производстве. Для студентов вузов, изучающих дисциплину "Безопасность жизнедеятельности", практических работников в области охраны труда.
Анализ и управление рисками организации Анализ и управление рисками организации Учебное пособие направлено на формирование системы знаний и навыков в области построения структуры риск-менеджмента организации, реализации методов диагностирования, оценки и управления рисками и антикризисного управления организацией в целом. В пособии рассмотрены: природа экономической категории риска; эволюция представлений о риске; подходы к построению системы риск-менеджмента организации, осуществлению программ мониторинга риска. Подробно представлены современные технологии оценки и управления рисками; приведены примеры расчетов и конкретные практические ситуации. Отдельная глава посвящена основам антикризисного управления. Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки в области экономики и финансов, сотрудников консалтинговых фирм, риск-менеджеров.
Альтернативная экономика. Критический взгляд на современную науку и практику Альтернативная экономика. Критический взгляд на современную науку и практику Прекрасно аргументированный и последовательно изложенный вариант трудовой теории стоимости. В первой главе излагаются принципы объективной экономики, определяются и расшифровываются основные экономические категории, поясняется механизм их действия. Во второй главе подвергаются критике укоренившиеся в современности концепция денежного обращения и права собственности, теория прибавочной стоимости Карла Маркса, представления об интеллектуальном труде менеджеров и многие другие. В третьей - философской главе - выдвигается и обосновывается информационная гипотеза мироздания, исходящая из того, что мироздание - гигантская база данных. Для экономистов и философов, желающих расширить профессиональные горизонты: студентов, аспирантов, преподавателей - всех, неравнодушных к живой научной мысли.
Контрольные цифры народного хозяйства СССР на 1927/1928 гг. Контрольные цифры народного хозяйства СССР на 1927/1928 гг. Москва, 1928 год. Издательство "Плановое хозяйство". Владельческий переплет. Сохранность хорошая. Титул восстановлен. Объединенный Пленум ЦК и ЦКК ВКП(б) в августе 1927 г. принял резолюцию "О хозяйственных директивах на 1927/28 год", в которой указал, что "достигнутые в течение последнего времени успехи в хозяйственном строительстве делают возможным осуществление программы развития всего народного хозяйства на основе индустриализации страны, повышения из года в год удельного веса крупной индустрии и рабочего класса". Исходя из этой установки, Госплан СССР разработал контрольные цифры на 1927/28 год. Они были изданы под названием "Контрольные цифры народного хозяйства СССР на 1927/28 год". Эти контрольные цифры, по существу, являются первым единым народнохозяйственным планом. Основная идея плана состояла в осуществлении политики индустриализации страны. Этой основной задаче были подчинены все проблемы плана. Контрольные цифры на 1927/28 год содержали...
Управление динамикой развития экономики на базе межотраслевого баланса Управление динамикой развития экономики на базе межотраслевого баланса Рассматривается концепция В.Леонтьева "затраты-выпуск" совместно с теорией состояний динамических систем. Описываются структура и свойства симметричной таблицы (матрицы) "затраты-выпуск" - составной части системы национальных счетов (СНС), в которую включены и данные консолидированного бюджета. Предлагается регулярный метод формирования системы динамических уравнений экономики в пространстве состояний. Приводятся примеры анализа динамики развития экономики по данным межотраслевого баланса России. Описаны принципы анализа экономики как стохастической динамической системы. Рассмотрены соотношения между количеством информации, получаемой при периодических оценках состояния экономики в процессе управления ее развитием, и затратами на управление, обеспечивающими достижение конечного результата. Предлагаемая монография предназначена для научных работников, студентов и аспирантов экономических специальностей.
Теория планирования. Первое приближение Теория планирования. Первое приближение В книге изложена авторская трактовка сущности процесса планирования развития социально-экономических систем в условиях рынка. Большое внимание уделено анализу классической школы формального планирования, малоизвестных моделей планирования, а также анализу и практике индикативного планирования в развитых странах. Монография предназначена для студентов, обучающихся по направлениям "Экономика" и "Менеджмент", а также ученых и практиков, всех интересующихся организацией процесса планирования в условиях рыночной экономики.
Доклад о мировом развитии 2008. Сельское хозяйство на службе развития Доклад о мировом развитии 2008. Сельское хозяйство на службе развития Очередной, тридцатый доклад о мировом развитии, подготовленный Всемирным банком посвящен сельскому хозяйству и его роли в развитии. Авторы доклада исходят из значимости аграрного прогресса для решения задачи сокращения бедности в два раза к 2015 г. В докладе рассматриваются проблемы развития сельского хозяйства в трех группах стран - трех мирах сельского хозяйства. В первом из них, аграрный сектор - основа экономики (32% роста ВВП), им заняты 417 млн человек. Во втором, переходном, в сельских районах живет 2,2 млрд. человек, но доля сельского хозяйства в росте ВВП лишь 7%, при том, что 79% бедных живет на селе. В третьем, урбанизированном мире на долю сельского хозяйства приходится только 5% роста ВВП. Но и здесь в сельских районах проживает 255 млн. человек и сосредоточено 39% бедного населения. Обширный аналитический доклад содержит выборочные таблицы индикаторов мирового развития.
Эффективное корпоративное управление (на современном этапе развития экономики РФ) Эффективное корпоративное управление (на современном этапе развития экономики РФ) Пособие представляет собой попытку агрегирования имеющегося мирового опыта с целью выявления преимуществ и недостатков отдельных моделей. Содержит анализ теоретических и практических вопросов совершенствования системы корпоративного управления в развитых странах Запада, возможностей использования методов эффективного корпоративного управления на современном этапе развития экономики России. Для менеджеров и акционеров компаний России, а также для студентов и преподавателей вузов, изучающих системы корпоративного управления, менеджмент предприятий и организаций. Будет полезно консультантам, оказывающим услуги российским фирмам по становлению новых систем управления, а также широкому кругу специалистов и топ-менеджеров.
Основы управления финансами и финансовое планирование Основы управления финансами и финансовое планирование Учебное пособие содержит основополагающую информацию по управлению финансами предприятий, включая актуальные аспекты управления структурой и стоимостью капитала предприятия, а также освещает теоретические и методические моменты финансового планирования на предприятии в условиях рыночных отношений, в том числе особенности бюджетирования на данном этапе развития отечественной экономической системы, и излагаются базовые подходы к формированию финансового плана предприятия на основе бюджетного метода планирования. Материал рассчитан на студентов IV-V курсов специальности 061100 "Менеджмент организации", аспирантов, преподавателей и специалистов в сфере финансового менеджмента.