4.4. Факторы дезинтеграции единого правового и экономического пространства, их природа и формы

Как отмечалось в Послании Президента РФ 1999 г., органы государственной власти ряда субъектов Федерации в односторон­нем порядке предпринимают действия, разрушающие единое пра­вовое и экономическое пространство страны, используют в мас­совом порядке средства так называемого мягкого сепаратизма. Отдельные губернаторы пошли на фактическое «закрытие» своих регионов, предприняли попытки «запереть» товарные ресурсы и административно регулировать цены на предметы первой необхо­димости. Разумеется, не от хорошей жизни они стали устанавли­вать свои правила реализации алкогольной продукции и даже со­здавать собственные золотовалютные резервы, вводить контроль над тарифами естественных монополий и т.п. После отдельных попыток пересмотреть итоги приватизации, перевести в управле­ние регионов объекты федеральной собственности (как это име­ло место в Удмуртии, Краснодарском крае и других субъектах РФ) усилилась критика федерального Центра и стала обосновываться необходимость проведения собственной региональной налоговой политики.

В таких условиях возникает необходимость внесения измене­ний в управленческо-правовой статус регионов. Прежде всего речь идет о формировании структуры налоговой системы, использу­ющей модель распределения наличной доходной базы между федеральными, региональными и местными бюджетами; разгра­ничении предметов ведения и распределении функций по финан­сированию расходов между регионами и, соответственно, пере­группировке расходной части консолидированного бюджета. Не менее существенным является краткосрочное (текущее) и долгосрочное финансовое выравнивание доходов бюджетов реги­онов и доходной или фискальной базы, адекватное отношениям реального регионализма. Возникают вопросы повышения эффек­тивности взаимодействия финансовых рынков регионов и межре­гиональных финансовых потоков в процессе формирования еди­ного общероссийского финансового рынка. Необходима пере­стройка действующей параллельно государственному бюджету системы внебюджетных фондов исходя из принципов не только федерализма, но и бюджетного регионализма. Бюджетная обеспеченность регионов различается весьма суще­ственно. Сложилась относительно устойчивая группа регионов, поступления с территорий которых обеспечивают большую часть доходов государственного бюджета, — Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Нижегородская, Самарская, Свердлов­ская, Челябинская области, Ханты-Мансийский автономный ок­руг, Краснодарский и Красноярский края. В этих условиях особое значение в реализации задач по раз­витию бюджетных ресурсов регионов придается формированию эффективной модели бюджетного выравнивания за счет специаль­но формируемого фонда финансовой поддержки регионов, доля которого определяется в законе и в федеральном бюджете на со­ответствующий год. Видимо, потребуется конституционно-право­вое закрепление путей выравнивания доходов бюджетов регионов. Необходимо иметь обоснованные расчеты на душу населения (по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, подоход­ному налогу с физических лиц), позволяющие дифференцирован­но оценивать фактическую доходную базу и налоговые усилия регионов, а также правовое и ресурсное обеспечение их устойчи­вого развития. Восстановление управляемости, сочетание элементов центра­лизации и децентрализации становятся приоритетными. Прежде всего необходима единая, отвечающая природе российской госу­дарственности нормативно-правовая база, сочетающая в себе нор­мы Конституции Российской Федерации, с одной стороны, и кон­ституционные (уставные) нормы и законодательство субъектов Фе­дерации — регионов местного самоуправления, с другой стороны. Все это позволит избежать стремления органов управления регионов к экономической замкнутости, игнорированию истори­чески сложившихся форм сотрудничества. Каждый регион должен быть заинтересован в улучшении результатов своей деятельности, собственного благополучия и умножении могущества России. Конечно, в условиях нестабильности, характерной для пере­ходной экономики, ошибочно было бы рассчитывать на неогра­ниченные возможности роста числа юридических норм и законо­дательных актов, регулирующих статус органов государственного управления в обеспечении региональных и муниципальных инте­ресов. Необходимость общегосударственного регулирования уп­равленческих отношений, которые имеют определяющее значение для функционирования регионов, ощущается в процессе углубле­ния внутрифедерального разделения труда, специализации и ко­операции труда субъектов Федерации, межрегиональной интегра­ции. В этой связи представляет особый интерес Указ Президенте РФ «О региональной коллегии федеральных органов исполнитель­ной власти». Коллегия создается в целях повышения эффектив­ности деятельности территориальных органов федеральной испол­нительной власти, усиления взаимодействия федеральных, реги­ональных и муниципальных органов управления. Коллегия является совещательным органом при полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Рос­сийской Федерации (далее — полномочный представитель). В состав коллегии входят полномочный представитель, а так­же руководители территориальных органов, действующих на тер­ритории региона и ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Руководители иных территориальных органов включаются в состав коллегии полномочным представителем по согласованию с ними. Если территориальный орган осуществляет свою деятельность на территориях нескольких регионов, то его руководитель вправе по согласованию с полномочным представителем направить для участия в работе коллегии иных сотрудников этого территориаль­ного органа. В пределах своей компетенции коллегия содействует реализа­ции Президентом РФ своих конституционных полномочий по осуществлению согласованного функционирования и взаимодей­ствия органов государственной власти субъекта (субъектов) Рос­сийской Федерации в регионе; согласованному выполнению тер­риториальными органами стоящих перед ними задач; совершен­ствованию взаимодействия территориальных органов и органов государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федера­ции, исключению дублирования в их работе.

Основными функциями коллегии являются анализ экономи­ческой, политической и социальной ситуации в субъекте (субъек­тах) Российской Федерации и представление необходимых пред­ложений полномочному представителю; рассмотрение экономи­ческих, социальных и иных вопросов, связанных с развитием региона и входящих в компетенцию территориальных органов; разработка и утверждение согласованных планов совместной деятельности территориальных органов; рассмотрение предложений органов государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации и соответствующих органов местного самоуправления, а также общественных объединений и граждан по вопросам, от­несенным Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к ком­петенции Президента Российской Федерации и федеральных ор­ганов исполнительной власти; информирование в установленном порядке органов государственной власти субъектов Российской Федерации и граждан о деятельности федеральных органов испол­нительной власти. Исходя из территориальной целостности Федерации необхо­димо сосредоточиться на обеспечении эффективного региональ­ного и муниципального управления сферами обслуживания насе­ления, производственной инфраструктуры местного значения, строительного комплекса, природоохраны. Эти и другие виды деятельности непосредственно связаны с повседневной жизнью населения регионов. Укреплению регионально-правового статуса органов управления краев, областей, автономий, городов и райо­нов способствовала бы разработка законодательства о региональ­ном развитии государственного и муниципального управления. Это позволило бы им привести структуру управления в соответ­ствие с новым содержанием отношений власти в регионах. Первичность содержания в данном случае должна реализовы-ваться не столько путем приспособления структур к содержанию регионально-правовых функций, фактически выполняемых орга­нами государственной и муниципальной власти субъектов Феде­рации, сколько путем своевременной замены устаревшего содер­жания новым, отвечающим действию правового статуса органов управления в регионах России.

Негативные последствия принятия федеральных решений без учета ситуации в регионах видны на примере Указа Президента РФ от 8 мая 1998 г. «О совершенствовании работы государственных элек­тронных средств массовой информации»1. Указ принят без учета того факта, что региональные государственные и радиовещательные компании учреждались совместно с исполнительными органами государ­ственной власти субъектов РФ и в течение многих лет финансируют­ся и оснащаются не только из федерального, но и из региональных бюджетов. Это дает право субъектам РФ на часть их имущества и, как минимум, на участие в соучреждении дочерних предприятий в ГТРК на своих территориях. Реализация названного Указа без учета этого важнейшего положения ведет к отказу большинства субъектов РФ от финансирования деятельности региональных телерадиокомпаний, что вызывает фактическое прекращение деятельности многих из них. Новое законодательство субъектов РФ призвано рассматривать регион как систему саморегулирования, стимулирующую разви­тие его ресурсов по количественным и качественным параметрам. Разработка новых регионально-правовых институтов, норм и ак­тов, как нам представляется, возможна на базе Основ законода­тельства о внутрирегиональном устройстве субъектов Федерации, которые были бы сориентированы на регионально-правовой ме­ханизм и оптимальную модель развития законотворчества субъекта Федерации. Ядро этого развития составили бы основы региональ­ного законодательства Российской Федерации. На федеральном уровне целесообразно принять программу правового обеспечения самоуправления и саморегулирования ресурсов в системе регио­нального управления. В этой программе определялись бы струк­тура и содержание пакета нормативных актов органов управления на региональном и муниципальном уровнях. Региональный подход к использованию правовых ресурсов саморазвития власти позволяет сформулировать четкие правовые принципы, нормы и институты регулирования предприниматель­ской деятельности. Термин «предпринимательское законодатель­ство» является новым для нашей страны. Он применяется наряду с привычным ранее термином «хозяйственное законодательство». Разумеется, могут быть и иные модификации. В официальной классификации отраслей законодательства, утвержденной Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. и опубликованной в новом варианте в январе 1995 г.1, выделяются «законодательство о пред­приятиях и предпринимательской деятельности», «законодатель­ство о сельском хозяйстве», «законодательство о земле». В то же время некоторые юристы отвергают необходимость самостоятельного регулирования предпринимательской деятель­ности, мотивируя это тем, что сложившееся ранее хозяйственное законодательство закрепляло административные методы управле­ния, а потому специальное правовое регулирование предприни­мательской деятельности в современных условиях нецелесообраз­но. При этом указывается, что сформированная в период плановой экономики концепция хозяйственного права является «несостоятельной», что этой концепции были присущи «администра­тивно-командные правовые формы»2.

Однако в действительности дело обстоит иначе. Смысл кон­цепции хозяйственного права периода плановой экономики состо­ял не в поддержке административно-командных форм управления, а напротив, в замене административно-командных методов эко­номическими методами руководства хозяйственной деятельнос­тью. Разумеется, сделать это было весьма трудно в условиях дей­ствия в тот период Основ гражданского законодательства 1961 г., которые исходили из безусловного приоритета административного акта над договором, что создавало благоприятные условия для хорошо известного администрирования в экономике регионов.

Несмотря на это, в науках административного права того вре­мени были теоретически обоснованы предложения о договорах между предприятиями и органами управления, об ответственно­сти вышестоящих органов перед предприятиями за причиненный им ущерб, о внедрении принципа законности в отношения по руководству экономикой, о рассмотрении государственным арбит­ражем споров не только по горизонтали, но и по вертикали. Из­вестно, что многие предложения, разработанные в этих отраслях науки, были использованы в законодательстве о промышленнос­ти, сельском хозяйстве, строительстве и способствовали расши­рению прав предприятий даже в условиях централизованной си­стемы управления. Однако подготовленный в те годы проект Хо­зяйственного кодекса, направленный на внедрение законности в управление экономикой, был отвергнут.

Таким образом, в рассматриваемый период концепция хозяй­ственного права помогала бороться с административно-команд­ными методами управления экономикой, но вовсе не означала полное правовое обеспечение регионального регулирования эко­номики.

Этот момент имеет сейчас особенно важное значение для субъектов Российской Федерации. Дело в том, что переход к рыночной экономике первоначально воспринимался многими эко­номистами как полный отказ от государственного управления и регулирования хозяйственной деятельности, как полное саморе­гулирование предпринимательства. На этом базировалась и «шо­ковая терапия», приведшая к дестабилизации экономики. Сейчас наступает осознание того, что региональное регулирование при переходе к рыночной экономике в нашей стране необходимо, в предпринимательском законодательстве нельзя односторонне ориентироваться только на частные интересы, они должны соче­таться с публичными интересами в народном хозяйстве.

Сочетание публичных и частных начал особенно ярко прояв­ляется в сфере государственного предпринимательства, когда хо­зяйствующая деятельность ведется на базе государственной соб­ственности. Нельзя забывать, что, несмотря на широкую прива­тизацию государственных предприятий, они в определенных пределах сохраняются, составляя основу для регионального регу­лирования экономики.

Территориальные начала могут проявляться и в других фор­мах. Так, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1994 г. «О сети региональных агентств под­держки малого бизнеса» в 1995 г. в 21 регионе Российской Федера­ции были созданы негосударственные региональные агентства поддер­жки малого бизнеса. Они занимаются обучением и консультировани­ем предпринимателей, проведением экспертизы предпринимательских программ и проектов, информационным обеспечением малого пред­принимательства, оказанием помощи субъектам малого предприни­мательства в подготовке и регистрации их учредительных докумен­тов. Возможны различные варианты организационного обеспече­ния связей федеральной исполнительной власти с территориями регионов: создание органов, специализирующихся на промышлен­ном, сельскохозяйственном, строительном и других направлени­ях и связях; образование подразделений в составе заинтересован­ных органов; возложение соответствующих функций на орган или его подразделение; образование формирований из представителей регионов и вышестоящих органов для выработки согласованных решений и т.д.

 


...91011121314151617181920212223... 
15  |Региональная экономика|Ресурсы правового саморазвития власти 17  |Региональная экономика|Правовые ресурсы согласования экономических интересов федерального Центра и регионов РФ
Разделы библиотеки
Книги по микроэкономике
Книги по бюджетированию (34)
Финансовый анализ (8)
Книги по управлению персоналом (41)
Книги по финансовому менеджменту (52)
Книги по управлению предприятием (63)
Книги по экономике
Книги по истории экономики (3)
Книги по маркетингу, рекламе и PR (7)
Экономика России (8)
Книги по экономической теории (26)
Книги по финансовому менеджменту (10)
ИТ и коммерция (6)
Книги по менеджменту (66)
Банк, страхование (2)
Книги по рынку Форекс (20)
Книги по финансам и кредиту (10)
Книги по бухгалтерскому учету и аудиту (6)
Книжный магазин
Большой выбор книг в интернет-магазине
Бюджетирование
Ресурсное и финансовое планирование при составлении бюджета предприятия
План производства
Оптимизация многовариантного производства при ресурсных ограничениях
Себестоимость
Калькулирование плановой и фактической себестоимостей продукции и услуг
Финансовый анализ
Анализ бухгалтеской отчетности в MS Excel в документы MS Word
Самиздат
Статьи и публикации наших партнеров

Налог на добавленную стоимость Налог на добавленную стоимость В данной книге комплексно рассмотрена вся совокупность взаимоотношений, связанных с налогом на добавленную стоимость, который считается одним из наиболее сложных налогов современной налоговой системы Российской Федерации. Авторы структурировали материал таким образом, что формируется целостное и всеобъемлющее представление о НДС. Кроме того, авторы использовали необычный подход - изложение важной информации в виде таблиц, что значительно упрощает восприятие и понимание материала. Издание содержит тщательный анализ налогового законодательства после внесения в него последних изменений и дополнений (по состоянию на январь 2004 г.). Также в него включены разделы, посвященные налоговому учету и налоговому планированию, и примеры, иллюстрирующие отдельные трудные случаи исчисления НДС. Книгу могут использовать в работе бухгалтеры, аудиторы, финансовые и налоговые менеджеры, работники налоговых органов, юристы. Книга также будет, несомненно, полезна студентам и...
Аудит расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость. Теория и практика Аудит расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость. Теория и практика Рассмотрены ключевые аспекты методики аудита расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость (НДС). Уделено внимание разработке основополагающих и конкретных процедур проверки. Предложены формы рабочих документов для аудиторской проверки и оформления ее результатов. Для студентов экономических специальностей. Может быть использовано при подготовке аудиторов и профессиональных бухгалтеров в системе повышения квалификации экономистов, аудиторов, бухгалтеров и руководителей организаций всех форм собственности.
Налог на добавленную стоимость. Все позиции Минфина и ФНС Налог на добавленную стоимость. Все позиции Минфина и ФНС Перед Вами уникальное собрание всех позиций Минфина и Федеральной налоговой службы по налогу на добавленную стоимость за последние два с лишним года: оно включает все позиции, начиная с июля 2009 года. На сегодняшний день споры об НДС остаются одними из самых распространенных. И хотя позиции указанных выше органов, отраженные в их письмах, не являются прецедентами или обязательными к применению правилами, на них на практике ориентируются налоговые органы. Налогоплательщики же в некоторых случаях могут с помощью этих писем отстоять свои позиции без обращения в суд. Этот необходимый любому налоговому специалисту справочник позволяет найти нужный аргумент в течение не более двух минут: в отличие от любых других изданий все выводы жестко структурированы по темам и вопросам и представлены в четких формулировках. Основой для сборника послужила база данных Timothy's, заслужившая высшие оценки профессионалов. Путеводитель по правовым позициям...
Управление государственной собственностью на акции Управление государственной собственностью на акции Раскрывается сущность управления акциями, находящимися в собственности государства, при непрерывно происходящей приватизации государственной собственности и обратной ей национализации частной собственности. Рассматриваются вопросы управления принадлежащими государству пакетами акций на фондовом рынке и проблема управления самими акционерными обществами, пакеты акций которых остаются или оказываются в собственности государства. Для преподавателей и студентов высших учебных заведений, а также специалистов, работающих на рынке ценных бумаг и в сферах акционерного дела и государственного управления.
Налог на добавленную стоимость. Акцизы Налог на добавленную стоимость. Акцизы Представленный постатейный комментарий к главам 21 и 22 Налогового кодекса РФ посвящен косвенным налогам. В нем учтены последние изменения, которые внесены в налоговое законодательство в 2007 году и применяются в 2007-2008 годах. В комментарии приводятся многочисленные примеры с бухгалтерскими проводками, которые помогут бухгалтеру разобраться в сложных вопросах исчисления НДС и акцизов. Много внимания в комментарии уделено порядку заполнения счетов-фактур и налоговой декларации по НДС, которая применяется в текущем году. В книге разъясняются изменения, связанные с исчислением акцизов, которые внесены Федеральным законом от 16.05.2007 № 75-ФЗ и применяются с 1 июля 2007 года. Данный комментарий предназначен для бухгалтеров, аудиторов, индивидуальных предпринимателей, а также налоговых инспекторов и всех, кто интересуется вопросами налогообложения.
Налог на добавленную стоимость в 2007 году Налог на добавленную стоимость в 2007 году В книге описаны методы исчисления и уплаты НДС, учитывающие основные изменения налогового законодательства, которые вступили в силу в 2007 году. В настоящее время действует принципиально новый порядок возмещения НДС по одной общей декларации, включающей операции, облагаемые НДС по нулевой ставке. Новой редакцией п. 4 ст. 168 НК РФ предусмотрен порядок уплаты НДС по отдельному платежному поручению при осуществлении бартерных операций, зачетах взаимных требований и расчетах ценными бумагами, и тем налогоплательщикам, которые используют неденежные формы расчетов, следует внимательно относиться к таким операциям. Подробно рассмотрены наиболее актуальные проблемы, связанные с исчислением НДС: порядок освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика; практика применения отдельных налоговых льгот; порядок исполнения обязанностей налогового агента; возмещение НДС при экспорте; порядок применения счетов-фактур в различных хозяйственных ситуациях. Приводятся практические...
Информационное обеспечение управления в таможенной системе Информационное обеспечение управления в таможенной системе В монографии исследуются теоретические, методологические и практические проблемы информационного обеспечения управления в таможенной системе. Рассматривается информационно-модульная концепция построения автоматизированной информационной системы управления на региональном уровне. Проанализированы проблемы, перспективы и пути развития информационного обеспечения в таможенной системе. Представлены и проиллюстрированы примерами информационные модели, программные средства и ролевые функции управления. Рассмотрено информационно-аналитическое обеспечение при управлении рисками, расчетно-таможенных операциях, таможенном инспектировании, аудите и логистике. Монография подготовлена в Санкт-Петербургском филиале Российской таможенной академии и предназначена для научных работников, аспирантов, специалистов, дипломников, занимающихся проблемами проектирования и организации информационного обеспечения управления в таможенной системе и других корпоративных системах.
Справочник финансиста государственного предприятия (объединения) Справочник финансиста государственного предприятия (объединения) В справочнике (4-е изд. 1984 г.) освещаются вопросы организации финансовой работы на государственном предприятии, права и обязанности финансовых служб предприятий, включая совместные, в условиях полного хозрасчета и самофинансирования. Излагаются вопросы воспроизводства основных фондов и оборотных средств, методы кредитования, порядок распределения прибыли, взаимоотношения с госбюджетом, методика анализа финансового состояния предприятий. Цифровые данные условные. Для работников финансовых и экономических служб государственных предприятий.
Технологии разведки для бизнеса Технологии разведки для бизнеса Как обеспечить бизнес информацией, необходимой для принятия стратегических решений? Где и как можно получить эти знания? Как организовать работу по получению таких знаний? Все эти вопросы лежат в компетенции конкурентной разведки. Именно данному виду деятельности и посвящена книга - деятельности по получению информации необходимой для принятия стратегических решений, ее обработке и представлению потребителю. Вся проблематика рассматривается на примере конкурентной борьбы, но технологии, описанные в книге, применимы и в других сферах деятельности: в маркетинге, в PR, в защите информации, в обеспечении безопасности, в журналистике. В книге подробно рассмотрены вопросы организации и управления конкурентной разведкой, методы и приемы получения информации, ее анализа и представления потребителю. Даны четкие рекомендации по действиям в той или иной ситуации, предложены методики решения наиболее распространенных проблем, связанных с информационным обеспечением бизнеса.
Основы электронной коммерции и бизнеса Основы электронной коммерции и бизнеса Учебное пособие "Основы электронной коммерции и бизнеса" предназначено для студентов высших учебных заведений экономического профиля, изучающих дисциплину "Основы электронной коммерции". Оно может использоваться и при изучении других смежных дисциплин, таких как "Информатика", "Прикладная информатика", "Информационные системы управления предприятием". В пособии особое внимание уделено применению информационных технологий в коммерческой деятельности предприятий малого, среднего и крупного бизнеса. В нем отражены последние достижения в области информационных технологий применительно к коммерческой деятельности: сервис-ориентированной архитектуры информационного обеспечения предприятий, Веб-сервисы, применение интеллектуальных методов обработки данных и прогнозирование деятельности предприятий на их основе, технологии Web 2.0 и др. Рассмотрено применение интегрированных корпоративных информационных систем, таких как, "Галактика" "SAP NetWeaver" "Microsoft Dynamics АХ" и др. для...