2.3. Изучение региональных особенностей развития корпоративного управления на примере промышленных предприятий Республики Татарстан.

Влияние корпораций Республики Татарстан на экономику России и даже мировую экономику достаточно существенно. Это подтверждается следующими фактами. Согласно данным Госкомстата, в России действуют немногим более 250 промышленных предприятий, которые по отдельным видам продукции занимают долю свыше 35 процентов рынка соответствующего товара и при этом производят около 20 процентов продукции от общего объема промышленного производства страны. Впервые составлен рейтинг, позволяющий делать сравнительные оценки степени их влияния на экономику. При составлении использовались следующие показатели: объем выручки, объем налоговых отчислений, количество занятых на предприятии, доля на рынке продукции (монопольность). В пятерку компаний, оказывающих наибольшее влияние на экономику страны, вошли (расположены по убывающей) ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", нефтяные компании ЛУКОЙЛ и ЮКОС, Норильский никель.

Среди первой сотни наиболее влиятельных корпораций в России – шесть корпорации Республики Татарстан. Татнефть занимает 12-е место, Нижнекамскнефтехим - 20-е, КамАЗ - 28-е, Татэнерго - 32-е, Казаньоргсинтез - 38-е, Нижнекамскшина - 63-е. При этом Нижнекамскнефтехим среди нефтехимических предприятий страны занимает первую позицию, за ним следует Нижнекамскшина. В химической отрасли страны первым является также предприятие нашей республики - Казаньоргсинтез. Четвертые позиции среди своих "коллег" занимают Татнефть, КамАЗ (машиностроение), Татэнерго.

Республика Татарстан регулярно входит в группу лидеров по инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации. Является участником международных отношений. Поэтому, по нашему мнению, процессы возникновения и развития корпоративного управления в республике оказывают в целом существенное влияние и на развитие российской экономики.

Как и в России, начало 90-х годов в Татарстане характеризовалось трансформацией системы управления и возникновением корпоративного управления. Однако, хотя и прослеживаются общие принципы данных процессов в РФ и РТ, необходимо отметить, что обозначились и существенные отличия в формировании татарстанской модели корпоративного управления. В чем они выражаются и чем вызваны, - это вопросы, которые, мы считаем, целесообразно, осветить в данном параграфе нашего исследования.

Историческую хронологию процесса приватизации в Республике Татарстан наглядно демонстрирует рис.2.3.1.

Рис.2.3.1. Количество приватизированных предприятий в РТ (штук)

Динамика приватизации свидетельствует об увеличении активности в период с 1992 по 1995 годы. В результате преобразования собственности в Республике Татарстан посредством приватизации республиканских предприятий по состоянию на 1 января 2000 года образовано 783 акционерных общества и 92 общества с ограниченной ответственностью; общее число приватизированных предприятий на 1 января 2000 года составляет 1162, или свыше

61 % от общего количества государственных предприятий по состоянию на начало приватизации, в том числе по отраслям (таб.2.3.1.)

Таблица 2.3.1. Доля приватизированных предприятий по отраслям в РТ

Отрасли

Доля приватизированных предприятий (%)

Промышленность, транспорт и связь, НИИ и КБ,

55,3

 в том числе:

 

 - предприятия легкой и деревообрабатывающей промышленности

87,7

 - предприятия машиностроения и металлообработки

49,4

 - предприятия топливного, нефтяного и нефтехимического комплекса

80

 - предприятия транспорта

86,9

 - предприятия связи и полиграфии

5,4

 - НИИ и КБ

32,6

 - прочие

63,6

Агропромышленный комплекс(без учета колхозов и совхозов, подлежащих преобразованию по Указу Президента РТ)

70,7

Строительный комплекс

85,4

Непроизводственная сфера (предприятия и объекты торговли, общепита, бытового обслуживания)

56,8


...464748495051525354555657585960... 
52  |Экономической методические оценки предприятиях промышленных управления федерации эффективностикорпоративного на комплексной инструменты российской семинар семинар бюджетирование в системе управления. 54  |Промышленных оценки экономической предприятиях управления методические эффективностикорпоративного российской комплексной на федерации инструменты мировая экономика методическое обеспечение.
Разделы библиотеки
Книги по микроэкономике
Книги по бюджетированию (34)
Финансовый анализ (8)
Книги по финансовому менеджменту (52)
Книги по управлению предприятием (63)
Книги по управлению персоналом (41)
Книги по экономике
Книги по экономической теории (26)
Книги по финансовому менеджменту (10)
ИТ и коммерция (6)
Книги по менеджменту (66)
Банк, страхование (2)
Книги по рынку Форекс (20)
Книги по финансам и кредиту (10)
Книги по бухгалтерскому учету и аудиту (6)
Книги по истории экономики (3)
Книги по маркетингу, рекламе и PR (7)
Экономика России (8)
Книжный магазин
Большой выбор книг в интернет-магазине
Бюджетирование
Ресурсное и финансовое планирование при составлении бюджета предприятия
План производства
Оптимизация многовариантного производства при ресурсных ограничениях
Себестоимость
Калькулирование плановой и фактической себестоимостей продукции и услуг
Финансовый анализ
Анализ бухгалтеской отчетности в MS Excel в документы MS Word
Самиздат
Статьи и публикации наших партнеров

Справочник финансиста государственного предприятия (объединения) Справочник финансиста государственного предприятия (объединения) В справочнике (4-е изд. 1984 г.) освещаются вопросы организации финансовой работы на государственном предприятии, права и обязанности финансовых служб предприятий, включая совместные, в условиях полного хозрасчета и самофинансирования. Излагаются вопросы воспроизводства основных фондов и оборотных средств, методы кредитования, порядок распределения прибыли, взаимоотношения с госбюджетом, методика анализа финансового состояния предприятий. Цифровые данные условные. Для работников финансовых и экономических служб государственных предприятий.
Новая модель хозяйствования для государственных предприятий Новая модель хозяйствования для государственных предприятий В монографии разработана новая модель хозяйствования для государственных предприятий, при применении которой между ними развернется экономическое соревнование по типу конкуренции за высокую заработную плату их работников. Предложен также простой метол исчисления фондоемкости единицы продукции, что позволит использовать ее в качестве базы при формировании прибыли в рыночных ценах. Предназначена для руководителем предприятий и специалистов органов управления, а также ученых-экономистов, занимающихся вопросами управления государственной собственностью.
Эффективное корпоративное управление (на современном этапе развития экономики РФ) Эффективное корпоративное управление (на современном этапе развития экономики РФ) Пособие представляет собой попытку агрегирования имеющегося мирового опыта с целью выявления преимуществ и недостатков отдельных моделей. Содержит анализ теоретических и практических вопросов совершенствования системы корпоративного управления в развитых странах Запада, возможностей использования методов эффективного корпоративного управления на современном этапе развития экономики России. Для менеджеров и акционеров компаний России, а также для студентов и преподавателей вузов, изучающих системы корпоративного управления, менеджмент предприятий и организаций. Будет полезно консультантам, оказывающим услуги российским фирмам по становлению новых систем управления, а также широкому кругу специалистов и топ-менеджеров.
Предприятия России. Корпоративное управление и рыночные сделки Предприятия России. Корпоративное управление и рыночные сделки Сборник включает работы, посвященные двум темам, которые на протяжении последнего десятилетия находились на острие экономических дискуссий и одновременно вбирали в себя большинство трудностей, с которыми сталкивались российские предприятия: вопросам форм расчетов в экономике и корпоративного управления. В основу сборника положены доклады, представленные на постоянно действующем семинаре `Институциональные проблемы российской экономики` в 1999-2001 гг. Статьи, составляющие сборник, подготовлены группой экономистов, объединенных вокруг Государственного университета - Высшей школы экономики и являющихся признанными специалистами в области поведения российских предприятий и промышленной политики. Авторам статей принадлежит целый ряд других работ, опубликованных как в России, так и за рубежом, которые фактически заложили основы анализа современных проблем российской экономики. Одновременно они участвуют в разработке программных документов российского правительства в области промышленной...
Корпоративное управление техническим перевооружением фирм Корпоративное управление техническим перевооружением фирм В пособии изложены методы корпоративного управления проектами развития и модернизации технических систем. Определены отраслевые и региональные организационные структуры корпоративного управления и сферы их эффективного функционирования для целей реализации крупных проектов при государственном протекционизме. Рассмотрены методы корпоративного управления проектами создания и внедрения новой техники на основе экономического взаимодействия отраслей. Предложена методика экономической оценки физического и морального износа машинного парка и определения оптимальных сроков замены машин и оборудования. Изложен опыт организации технического перевооружения фирм. Показана эффективность управления акционерным капиталом и организации франчайзинга. Для студентов вузов, обучающихся по специальности `Менеджмент организации`, а также для инженеров и научных работников, занятых в сфере производства новой техники, потребления и эксплуатации машин и оборудования.
Корпоративное управление и стратегический менеджмент. Информационный аспект Корпоративное управление и стратегический менеджмент. Информационный аспект В монографии рассматривается сущность систем информационной поддержки корпоративного управления и стратегического менеджмента с учетом современных требований, вытекающих из тенденций глобализации экономики, укрупнения бизнеса и роста конкуренции. Описаны основные подходы, методы и модели, применяемые для решения задач информационной поддержки корпоративного управления и стратегического менеджмента, а также информационные системы, позволяющие реализовать эти методы и модели на практике. Для руководителей предприятий и организаций, сотрудников финансово-экономических служб и подразделений информационных технологий, а также специалистов по управлению и студентов экономических вузов.
Корпоративное управление и стратегический менеджмент. Информационный аспект Корпоративное управление и стратегический менеджмент. Информационный аспект В монографии рассматривается сущность систем информационной поддержки корпоративного управления и стратегического менеджмента с учетом современных требований, вытекающих из тенденций глобализации экономики, укрупнения бизнеса и роста конкуренции. Описаны основные подходы, методы и модели, применяемые для решения задач информационной поддержки корпоративного управления и стратегического менеджмента, а также информационные системы, позволяющие реализовать эти методы и модели на практике. Для руководителей предприятий и организаций, сотрудников финансово-экономических служб и подразделений информационных технологий, а также специалистов по управлению и студентов экономических вузов.
Управление инновациями в компании Управление инновациями в компании Современный рынок требует быстрой разработки новых продуктов и услуг, поэтому компаниям необходимо не только овладевать приемами инновационной активности, но и внедрять успешные инновационные решения в крайне короткие сроки. Чтобы добиться успеха, менеджеры должны приобрести навыки определять потенциально успешные продукты и управлять процессами для достижения запланированного результата. В книге рассматриваются ключевые элементы современных подходов к корпоративному управлению инновациями в области продуктов, услуг, бизнес-процессов и стратегий, а также разбираются практические техники и методы, способствующие росту инновационного потенциала компании и повышению конкурентоспособности бизнеса. Книга может быть рекомендована для руководителей и топ-менеджеров компаний любой отраслевой направленности, специалистов по корпоративному управлению, предпринимателей, бизнес-аналитиков, менеджеров по развитию бизнеса и инновационных менеджеров, а также будет полезна для...
Карманный справочник директора. Основы корпоративного управления. От А до Я Карманный справочник директора. Основы корпоративного управления. От А до Я Книга предназначена прежде всего руководителям любых предприятий и организаций, она будет полезна бизнесменам и финансистам, и, несомненно, вызовет интерес каждого, кто занимается вопросами развития бизнеса и управления. Это практическое и полное руководство для повседневной работы. Краткие очерки в первой части книги освещают основные функции, обязанности и права, риски и вознаграждение директоров, а также структуру, стиль и эффективность работы советов директоров. В словаре «От А до Я» (вторая часть книги) содержится более 260 статей, посвященных ключевым терминам и понятиям корпоративного управления. В Приложениях книги есть пособие для директоров, вступающих в должность; контрольные показатели проверки компетентности и эффективности совета директоров; перечень источников полезной информации, размещенных в Интернете. Книга предназначена прежде всего руководителям любых предприятий и организаций, она будет полезна бизнесменам и финансистам, она, несомненно, вызовет интерес каждого,...
Карманный справочник директора. Основы корпоративного управления. От А до Я Карманный справочник директора. Основы корпоративного управления. От А до Я Книга необходима каждому руководителю - это практическое и полное руководство для повседневной работы. Справочник отличается легкостью построения и изложения материала. Краткие очерки в первой части книги освещают основные функции, обязанности и права, риски и вознаграждение директоров, а также структуру, стиль и эффективность работы советов директоров. В словаре содержится более 260 статей, посвященных ключевым терминам и понятиям корпоративного управления. Завершается книга Приложениями, среди которых пособие для директоров, вступающих в должность; контрольные показатели проверки компетентности и эффективности совета директоров; перечень источников полезной информации, размещенных в Интернете. Книга предназначена прежде всего руководителям любых предприятий и организаций, она будет полезна бизнесменам и финансистам и, несомненно, вызовет интерес каждого, кто занимается вопросами развития бизнеса и управления.