2.2. Специфика формирования корпоративных отношений в Российской Федерации

В первой главе работе мы провели исследование истории возникновения и развития корпоративных форм хозяйствования в российской экономике. Как было отмечено, становление современных форм корпораций в России приходится на период приватизации государственной собственности.

Сложившиеся акционерные общества в российской экономике по нормативным источникам своего преобразования можно подразделить на несколько групп . Первая группа – АО, образовавшиеся в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий на основе Указа Президента РФ № 721 от 01.07.92 и Указа Президента РФ № 66 от 29.01.92 г.; вторая группа – АО, преобразованные из арендных предприятий на основе Указа Президента РФ № 1230 от 14.10.92; третья группа – АО, образованные вне рамок приватизации в соответствии с постановлением СМ СССР № 590 от 19.06.90 г., позднее постановлением СМ РСФСР № 601 от 25.12.90 г.; четвертая – АО, образованные на основе норм ГК РФ и ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.95 г.; пятая группа – АО, создаваемые в процедуры банкротства в соответствии с ГК РФ и Законом «Об АО», инициированные решением кредиторов организации должники; седьмая группа – созданные в порядке применения Закона от 19.07.98 г. “Об особенностях правового положения АО работников (народных предприятий)”.

В результате приватизации были образованы 3/5 нынешних российских ОАО, которые производят 4/5 всей промышленной продукции.

Основные черты российской приватизации следующие:

- массовое акционирование в ходе приватизации (было создано более 30 тыс. ОАО, что больше, чем в странах Восточной и Центральной Европы, СНГ вместе взятых);

- большие льготы инсайдерами (рабочим, менеджерам) и их участие в приватизации, что привело к сосредоточению в их руках 50-60% акций;

- массовая продажа акций приватизируемых предприятий за ваучеры, выдаваемые всем гражданам, привела к появлению множества мелких акционеров (в 1994 году было 40 млн.) и дальнейшему процессу концентрации в рамках борьбы за контроль;

- предъявительский характер ваучера и его свободное обращение на рынке способствовало концентрации собственности раньше, чем непосредственно продажа акций. По некоторым оценкам до 30% граждан продали свои ваучеры, треть этих ваучеров перешла в руки иностранцев;

- 25 млн. граждан стали акционерами 450 чековых инвестиционных фондов доверив им свои ваучеры;

- открытый характер приватизированных предприятий и, как следствие, свободное собрание акций предопределили возникновение борьбы за передел собственности.

В среднем по данным по 1994 г. доля менеджеров в акционерном капитале российских предприятий составляла 60-65%, внешних собственников 18-22% и государства – до 17%. На предприятиях нефтяной, газовой промышленности, электроэнергетики и телекоммуникации доля государства была 38-51%, доля менеджеров 20-30%. На предприятиях легкой и пищевой промышленности доля государства либо отсутствовала, либо была в пределах 10-15%, доля менеджеров - преобладающая .

Таким образом, можно выделить преобладание менеджеров в структуре собственников корпораций как основную черту корпоративного управления в России на первом этапе приватизации.

В период с 1995 по 1997 гг. наблюдался активный процесс перераспределения собственности. Акции работников предприятия переходили в руки либо менеджеров корпораций, либо внешних собственников.

По данным А.Д.Радыгина структура акционерного капитала российских предприятий в 1996 году выглядела следующим образом (рис. 2.2.1.):


...373839404142434445464748495051... 
43  |Промышленных предприятиях инструменты эффективностикорпоративного методические российской управления комплексной федерации экономической на оценки бюджетирование нацеленное на результат. Постановка. 45  |Экономической эффективностикорпоративного оценки федерации на комплексной методические российской промышленных предприятиях управления инструменты крупнотонажное производство. Прибыль заработная.
Разделы библиотеки
Книги по микроэкономике
Книги по бюджетированию (34)
Финансовый анализ (8)
Книги по управлению персоналом (41)
Книги по финансовому менеджменту (52)
Книги по управлению предприятием (63)
Книги по экономике
Экономика России (8)
Книги по истории экономики (3)
Книги по маркетингу, рекламе и PR (7)
ИТ и коммерция (6)
Книги по экономической теории (26)
Книги по финансовому менеджменту (10)
Книги по рынку Форекс (20)
Книги по менеджменту (66)
Банк, страхование (2)
Книги по финансам и кредиту (10)
Книги по бухгалтерскому учету и аудиту (6)
Книжный магазин
Большой выбор книг в интернет-магазине
Бюджетирование
Ресурсное и финансовое планирование при составлении бюджета предприятия
План производства
Оптимизация многовариантного производства при ресурсных ограничениях
Себестоимость
Калькулирование плановой и фактической себестоимостей продукции и услуг
Финансовый анализ
Анализ бухгалтеской отчетности в MS Excel в документы MS Word
Самиздат
Статьи и публикации наших партнеров

Управление государственной собственностью на акции Управление государственной собственностью на акции Раскрывается сущность управления акциями, находящимися в собственности государства, при непрерывно происходящей приватизации государственной собственности и обратной ей национализации частной собственности. Рассматриваются вопросы управления принадлежащими государству пакетами акций на фондовом рынке и проблема управления самими акционерными обществами, пакеты акций которых остаются или оказываются в собственности государства. Для преподавателей и студентов высших учебных заведений, а также специалистов, работающих на рынке ценных бумаг и в сферах акционерного дела и государственного управления.
Собственник и менеджер. Строим эффективный бизнес Собственник и менеджер. Строим эффективный бизнес Сборник статей "Собственник и менеджер. Строим эффективный бизнес", выходящий в рамках серии "Практика корпоративного управления", призван обобщить опыт российских предпринимателей, дать ответы на вопросы корпоративного управления, актуальные для российских предпринимателей. На страницах издания владельцы и топ-менеджеры российских компаний представляют свой опыт, эксперты-практики отвечают на вопросы, важные для собственников и руководителей средних и малых компаний. Первый раздел посвящен рассмотрению тенденций и перспектив развития корпоративного управления в России. Второй раздел включает статьи, рассматривающие вопросы организации эффективного взаимодействия собственника и наемного менеджера, роли владельца в управлении компанией, формирования системы владельческого контроля и внедрения практики корпоративного управления в компании. Третий раздел объединяет статьи, затрагивающие тему "от рождения бизнес-идеи к разработке стратегии и развитию бизнеса", а также...
Предприятия России. Корпоративное управление и рыночные сделки Предприятия России. Корпоративное управление и рыночные сделки Сборник включает работы, посвященные двум темам, которые на протяжении последнего десятилетия находились на острие экономических дискуссий и одновременно вбирали в себя большинство трудностей, с которыми сталкивались российские предприятия: вопросам форм расчетов в экономике и корпоративного управления. В основу сборника положены доклады, представленные на постоянно действующем семинаре `Институциональные проблемы российской экономики` в 1999-2001 гг. Статьи, составляющие сборник, подготовлены группой экономистов, объединенных вокруг Государственного университета - Высшей школы экономики и являющихся признанными специалистами в области поведения российских предприятий и промышленной политики. Авторам статей принадлежит целый ряд других работ, опубликованных как в России, так и за рубежом, которые фактически заложили основы анализа современных проблем российской экономики. Одновременно они участвуют в разработке программных документов российского правительства в области промышленной...
Корпоративное управление и стратегический менеджмент. Информационный аспект Корпоративное управление и стратегический менеджмент. Информационный аспект В монографии рассматривается сущность систем информационной поддержки корпоративного управления и стратегического менеджмента с учетом современных требований, вытекающих из тенденций глобализации экономики, укрупнения бизнеса и роста конкуренции. Описаны основные подходы, методы и модели, применяемые для решения задач информационной поддержки корпоративного управления и стратегического менеджмента, а также информационные системы, позволяющие реализовать эти методы и модели на практике. Для руководителей предприятий и организаций, сотрудников финансово-экономических служб и подразделений информационных технологий, а также специалистов по управлению и студентов экономических вузов.
Корпоративное управление и стратегический менеджмент. Информационный аспект Корпоративное управление и стратегический менеджмент. Информационный аспект В монографии рассматривается сущность систем информационной поддержки корпоративного управления и стратегического менеджмента с учетом современных требований, вытекающих из тенденций глобализации экономики, укрупнения бизнеса и роста конкуренции. Описаны основные подходы, методы и модели, применяемые для решения задач информационной поддержки корпоративного управления и стратегического менеджмента, а также информационные системы, позволяющие реализовать эти методы и модели на практике. Для руководителей предприятий и организаций, сотрудников финансово-экономических служб и подразделений информационных технологий, а также специалистов по управлению и студентов экономических вузов.
Карманный справочник директора. Основы корпоративного управления. От А до Я Карманный справочник директора. Основы корпоративного управления. От А до Я Книга предназначена прежде всего руководителям любых предприятий и организаций, она будет полезна бизнесменам и финансистам, и, несомненно, вызовет интерес каждого, кто занимается вопросами развития бизнеса и управления. Это практическое и полное руководство для повседневной работы. Краткие очерки в первой части книги освещают основные функции, обязанности и права, риски и вознаграждение директоров, а также структуру, стиль и эффективность работы советов директоров. В словаре «От А до Я» (вторая часть книги) содержится более 260 статей, посвященных ключевым терминам и понятиям корпоративного управления. В Приложениях книги есть пособие для директоров, вступающих в должность; контрольные показатели проверки компетентности и эффективности совета директоров; перечень источников полезной информации, размещенных в Интернете. Книга предназначена прежде всего руководителям любых предприятий и организаций, она будет полезна бизнесменам и финансистам, она, несомненно, вызовет интерес каждого,...
Карманный справочник директора. Основы корпоративного управления. От А до Я Карманный справочник директора. Основы корпоративного управления. От А до Я Книга необходима каждому руководителю - это практическое и полное руководство для повседневной работы. Справочник отличается легкостью построения и изложения материала. Краткие очерки в первой части книги освещают основные функции, обязанности и права, риски и вознаграждение директоров, а также структуру, стиль и эффективность работы советов директоров. В словаре содержится более 260 статей, посвященных ключевым терминам и понятиям корпоративного управления. Завершается книга Приложениями, среди которых пособие для директоров, вступающих в должность; контрольные показатели проверки компетентности и эффективности совета директоров; перечень источников полезной информации, размещенных в Интернете. Книга предназначена прежде всего руководителям любых предприятий и организаций, она будет полезна бизнесменам и финансистам и, несомненно, вызовет интерес каждого, кто занимается вопросами развития бизнеса и управления.
Управление инвестиционными программами и портфелями проектов Управление инвестиционными программами и портфелями проектов В пособии системно рассмотрены вопросы управления инвестиционными программами и портфелями проектов. Освещены основные положения современной концепции корпоративного управления проектами, программами и портфелями проектов, включая основы инвестиционно-строительного бизнеса, управления инвестиционно-строительными проектами, стратегии компаний в инвестиционно-строительной сфере, а также общие и нормативно-правовые основы; современные формы организации, развития компании, управления ею; основные методы формирования и оптимизации программ и портфелей проектов компании. Предназначено для широкого круга специалистов, занятых в инвестиционно-строительной сфере, а также будет полезно студентам старших курсов и аспирантам вузов.
Стратегический корпоративный реинжиниринг: процессно-стоимостной подход к управлению бизнесом Стратегический корпоративный реинжиниринг: процессно-стоимостной подход к управлению бизнесом Представлена разработанная авторами модель инфраструктуры корпоративного управления на основе процессно-стоимостного подхода с использованием ключевых факторов стоимости. Модель позволяет согласовывать интересы всех заинтересованных лиц бизнеса в повышении прибыльности, конкурентоспособности, эффективности и устойчивости бизнеса. Для студентов, обучающихся по специальностям: "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Мировая экономика", "Налоги и налогообложение", а также для преподавателей, высшего технического персонала и руководителей российских компаний, специалистов по информационным технологиям.
Инновационный бизнес. Корпоративное управление НИОКР Инновационный бизнес. Корпоративное управление НИОКР Рассмотрены роль и тенденции развития научно-технического сектора в современном бизнесе. Проанализированы различные аспекты инфраструктурной корпоративной поддержки НИОКР. Особое внимание уделено принципам формирования корпоративной стратегии, обеспечивающей конкурентное преимущество в технологической сфере, а также вопросам мониторинга и аудита инновационной деятельности крупной компании.