О необходимости включения таких объектов интеллектуальной собственности в активы предприятия ведутся дискуссии, хотя роль их в получении финансовых результатов деятельности предприятий постоянно возрастает. Именно от специалистов и руководства предприятия, их умений, навыков, организаторских способностей и связей зависят результаты деятельности предприятия. В третью группу нематериальных активов, отделяемых от предприятия, входят: - фабричные марки; - товарные (фирменные) знаки; - торговые марки; - секретные методы и технологии; - технические библиотеки; - авторские права; - секретные формулы; - лицензии; - патенты; - франшизы; - чертежи и шаблоны; - права на фильмы; - права пользования; - контракты (о найме, договоры купли-продажи, рекламные контракты); - списки (списки клиентов, списки подписчиков и т. д.). При данной классификации затруднительно из нематериальных активов выделить интеллектуальную собственность, что представляется существенным недостатком. В США группировку интеллектуальной собственности промышленных компаний представляют тремя категориями: маркетинговый блок, технический блок и блок, отражающий производственный, профессиональный опыт работников. Каждая категория обладает реальной, определяемой ценой и может подвергаться значительным колебаниям в различных компаниях по приоритетности: в одних превалирует значимость маркетингового блока, в других — технического, в третьих наибольшую ценность представляет управленческий и профессиональный опыт коллектива. Маркетинговый блок включает в себя: - фирменное наименование и логотип; - бренд; - бренды, относящиеся к номенклатуре товаров, внешнее оформление; - товарные знаки, зарегистрированные во многих странах; - авторские права; - второстепенные товарные знаки; - потребительскую рекламу; - маркетинговую стратегию; - гарантии качества продукции; - графическую информацию; - концепции продвижения продукции; - общественную информацию; - дополнительные материалы (в том числе графические); - этикетки (ярлыки) и авторские права; упаковки и авторские права. Технический блок включает: - деловые секреты; - формулы; - пакеты технических услуг и источники снабжения; - формы и размеры продукции; - процедуры приобретения собственности; - патенты; - технологические процессы; - технологии, относящиеся к охране окружающей среды; - технологии дизайна; - обмен техническим опытом; - преемственность продукции; - техническое обучение; - технологическую модернизацию; - новые технологии производства продукции; - вторичные исследования; секретные технологии; - таблицы технических данных; оценочные данные; - результаты проверки патентного профиля; - результаты испытания машин и оборудования; - чертежи оборудования и продукции; - конструкторскую документацию. Практический (управленческий и профессиональный) блок включает: - предложения, не связанные с конкуренцией; - списки, рассылки; данные о реализации продукции; - управленческие базы данных; общие базы данных; - списки потребителей; - рекомендации по продажам; - связи с потребителями; - систему управления; - руководства, распоряжения, инструкции; - правила; - систему закупок; - профессиональное обучение, подготовку персонала вне предприятия; - изучение круга потребителей, методы производства; - обмен технологическими идеями; - стандарты контроля качества; - обучение в области маркетинга; - торговые связи; - политику ценообразования; - схемы уплаты пошлин и налогов; - процесс управления активами; - регулирование подачи заявок; - системы обеспечения безопасности; системы бухгалтерского учета; - лицензии на право заниматься определенным видом деятельности.
|
|||||||||||||||||||||
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
||||||||||||||||||||