Глава 1. Теоретические основы управления гудвиллом предприятия

1.1. Природа гудвилла и его место в системе общественного воспроизводства

В отечественной финансовой науке и теории бухгалтерского учета категория «деловая репутация организации» признается синонимичной категории «гудвилл». Н.А. Абдулаева и Н.А. Колайко [58, с. 174], Я.В. Соколов и М.Л. Пятов [175, с. 46], С.В. Валдайцев [29, с. 278], И.А. Бланк [23, с. 409] считают некорректным русский перевод английского термина «goodwill» [гудвилл] и предлагают деловую репутацию организации признавать в качестве отдельного элемента гудвилла предприятия (компании). Таким образом, необходимо четко разграничивать деловую репутацию организации, принимаемую в качестве элемента стоимости действующей компании для целей оценки бизнеса, финансового управления и бухгалтерского учета, от термина «деловая репутация», являющегося категорией психологии и отражающего образ восприятия субъекта, формирующийся у его контрагентов, что есть психологический акт, не имеющий стоимостного выражения.

Рынок капиталов признает реальное существование гудвилла компаний. Так, С. Полозков, Т. Семенов указывают, что «…в начале 1980-х гг. индекс Доу-Джонса стал показывать возрастающий отрыв рыночной капитализации некоторых фирм от стоимости реальных активов – зданий, сооружений, оборудования, запасов…» [162, с. 46], при этом указанный рост по объективным причинам не может быть связан только со спекулятивным разогревом рынка ценных бумаг. Среди крупнейших компаний мира по величине рыночной капитализации выделяются Microsoft Corp., Intel Corp., Vodafone Group Plc, Johnson & Johnson Inc., CiANCo Systems Inc., Procter & Gamble Co., Coca-Cola Co., GlaxoSmithKline Plc – компании, для которых характерно существенное превышение показателя рыночной капитализации над стоимостью их чистых активов и высокая стоимость используемых ими идентифицируемых нематериальных активов. По этой причине стоимость бизнеса, отражающая рыночную конъюнктуру, организационно-правовую форму бизнеса и ожидания инвесторов о функционировании бизнеса в будущем, должна быть увеличена на стоимость созданного гудвилла. Даже если в некоторых случаях обоснована нулевая стоимость гудвилла, порядок его оценки при определении стоимости всего предприятия (компании) сохраняется неизменным.

Англо-русский экономический словарь дает следующие определения термина «goodwill» [гудвилл] [22, с. 322]:

1. условная стоимость деловых связей (фирмы), «цена» накопленных нематериальных активов фирмы, денежная оценка неосязаемого капитала (престиж торговых марок, опыт деловых связей, устойчивая клиентура);

2. денежная оценка предполагаемого будущего превышения прибыльности (данной фирм по сравнению со средней прибыльностью аналогичных фирм);

3. неосязаемый основной капитал (разность между ценой предприятия в целом и ценой его реального основного капитала);

4. доброжелательность, благорасположение (клиентуры).

Как отмечают Я.В. Соколов, М.Л. Пятов [175, с. 46], категория «гудвилл» впервые стала использоваться в английской коммерческой практике в первой половине пятнадцатого века. В дословном истолковании она означала «добрую волю» участников коммерческих сделок в предоставлении ряда уступок своим контрагентам в обмен на уступки с их стороны.


123456789101112131415... 
5  |Принятии гудвилла решений оценка в финансовых КИС:Бюджетирование - инструмент ресурсного планирования для крупного и среднего бизнеса. Прибыль план использования производственных мощностей. Основные. 7  |Принятии в финансовых решений гудвилла оценка финансовый анализ на базе Excel рента расходы на промежуточное потребление и валовое накопление (сбережения). Бюджетирование нацеленное на результат.
Разделы библиотеки
Книги по микроэкономике
Книги по бюджетированию (34)
Финансовый анализ (8)
Книги по финансовому менеджменту (52)
Книги по управлению предприятием (63)
Книги по управлению персоналом (41)
Книги по экономике
Книги по экономической теории (26)
Книги по финансовому менеджменту (10)
ИТ и коммерция (6)
Книги по менеджменту (66)
Банк, страхование (2)
Книги по рынку Форекс (20)
Книги по финансам и кредиту (10)
Книги по бухгалтерскому учету и аудиту (6)
Книги по истории экономики (3)
Книги по маркетингу, рекламе и PR (7)
Экономика России (8)
Книжный магазин
Большой выбор книг в интернет-магазине
Бюджетирование
Ресурсное и финансовое планирование при составлении бюджета предприятия
План производства
Оптимизация многовариантного производства при ресурсных ограничениях
Себестоимость
Калькулирование плановой и фактической себестоимостей продукции и услуг
Финансовый анализ
Анализ бухгалтеской отчетности в MS Excel в документы MS Word
Самиздат
Статьи и публикации наших партнеров

Практический комментарий к ПБУ 14. Учет нематериальных активов Практический комментарий к ПБУ 14. Учет нематериальных активов Появление ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" связано прежде всего с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующей права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации. В связи с этим нормы бухгалтерского учета приведены в соответствие с нормами гражданского законодательства. В книге подробно рассмотрена методология бухгалтерского учета в коммерческих организациях объектов интеллектуальной собственности с учетом ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов". Содержит основные бухгалтерские проводки в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету нематериальных активов. Представлено большое количество числовых примеров, наглядно показывающих методику бухгалтерского учета нематериальных активов в коммерческих организациях. Большое внимание уделено положениям Налогового и...
Невесомое богатство. Определите стоимость вашей компании в экономике нематериальных активов Невесомое богатство. Определите стоимость вашей компании в экономике нематериальных активов Важным условием устойчивого долгосрочного роста любой компании является инвестирование, а инвесторам необходима надежная информация. Не располагая показателями, отражающими важнейшие составляющие стоимости компании, управляющие не могут принимать решения, которые наиболее способствовали бы ее экономическому росту. Существующие методы оценки компаний не учитывают нематериальных активов. А это — стабильная клиентская база, торговая марка и имидж компании, ее интеллектуальные ресурсы, компетенции, знания и опыт, общие моральные ценности и нормы, управленческие процессы. Авторы «Невесомого богатства» предпринимают попытку положить конец извечному игнорированию нематериальных активов в бухгалтерском учете. В новой экономике не капитал и не физические ресурсы определяют ценность вашей компании и обеспечивают ей конкурентное преимущество. Что в действительности придает компании стоимость, так это активы нематериальные — брэнды, сети связей, компетентность, знания, навыки, корпоративная...
Основы оценки стоимости нематериальных активов Основы оценки стоимости нематериальных активов Цель данной книги - познакомить читателя с практическими приемами и методами оценки стоимости нематериальных активов. В настоящее время наблюдается определенный недостаток в литературе по данным вопросам, в связи с чем возникла потребность в подготовке данного издания. В представленной работе в виде ответов на вопросы изложены основы теории и практики оценки стоимости нематериальных активов. В частности, рассмотрены законодательные основы оценки стоимости НМА, приведены основные подходы и методы оценки, раскрыты основы финансовых вычислений, необходимых для проведения оценки имущества. Данная работа адресована оценщикам, финансистам, руководителям организаций, а также всем тем, кто интересуется вопросами оценки имущества. Книга может быть использована в учебном процессе вузов, при подготовке специалистов в области оценки собственности.
Управление деловой репутацией. Российская и зарубежная PR-практика Управление деловой репутацией. Российская и зарубежная PR-практика В настоящее время репутация компании превратилась в финансовое понятие и стала важнейшей частью нематериальных активов фирмы. Из-за повышения значимости корпоративная репутация для многих становится бременем - боязнь потерять существующую репутацию порой мешает рисковать и меняться, решаться на нестандартные ходы. Из этой книги вы узнаете, из чего складывается корпоративная репутация, какой ее элемент наиболее важен для российских компаний на данный момент, как правильно оценить, а затем эффективно управлять корпоративной репутацией свой фирмы. В книге также есть рекомендации по сохранению репутации компании в трудные времена, а при необходимости - и по защите деловой репутации в суде.
Теория организации Теория организации В книге рассмотрены теория организации, ее место в системе наук, эволюция взглядов на ее сущность и структуру, роль и место человеческого фактора, формирование и функционирование организационных структур, управление знаниями, использование информационных технологий, адаптация предприятий к рынку, интеграционные процессы, роль государства в управлении экономикой, реорганизация и эффективность организационных изменений, перспективные тенденции развития организаций. Представлен материал о лидерстве, организационном развитии и изменениях, роли нематериальных активов, административной реформе. В новое издание внесены дополнения, касающиеся реинжиниринга, компетенции организаций, государственно-частного партнерства, особых экономических зон, аутсорсинга и др. Для научных работников, преподавателей, студентов и аспирантов экономических вузов, а также для всех, кто интересуется актуальными проблемами организации и управления.
Нематериальные активы. Управление, измерение, отчетность Нематериальные активы. Управление, измерение, отчетность Данная книга представляет собой первое комплексное, постановленное на научную основу исследование, посвященное изучению характера и влияния нематериальных активов. В книге приводится оценка важности нематериальных активов как условия успешной деятельности корпораций, экономического роста и общественного благополучия в целом. Сочетая анализ на основе конкретных случаев из практики и примеры из реальной жизни с современной экономической теорией, Барух Лев проливает новый свет на природу одной из основополагающих и в то же время одной из наименее изученных движущих сил, оказывающих влияние на результаты деловой деятельности и обеспечивающие рост экономики. Целевая аудитория настоящего издания - практикующие оценщики бизнеса и топ-менеджеры компаний.
Нематериальные активы. Структура, оценка, управление Нематериальные активы. Структура, оценка, управление Рассматриваются структура и объекты интеллектуальной собственности по положениям Парижской конвенции и законодательству России, фонды нематериальных активов предприятия и методика их оценки. Раскрывается организация использования и планирования эффективности нематериальных активов. Для студентов вузов и слушателей курсов повышения квалификации, руководителей и специалистов предприятий.
Имидж фирмы. Технологии управления Имидж фирмы. Технологии управления Что стоит дороже: оборудование, здания и сооружения организации, ее продукция или ее имя? Для ряда корпораций этот вопрос далеко не риторический. Стоимость нематериальных активов фирмы сегодня может в десятки раз превышать стоимость материальных активов. Имя, имидж, репутация сегодня продаются и покупаются. Как оценить их стоимость, а еще раньше - создать, сформировать, продвинуть их в общественное сознание, в целевую аудиторию? Об этом сегодня должны знать все: и руководители корпоративных систем, и рядовые работники, и руководители и персонал государственных и общественных структур. Книга известного в стране и за рубежом ученого, доктора социологических наук, профессора, академика ряда известных академий Шаркова Феликса Изосимовича позволит читателю получить ответы на поставленные вопросы.
1С:Предприятие 8.1. Бухгалтерия предприятия. Управление торговлей. Управление персоналом 1С:Предприятие 8.1. Бухгалтерия предприятия. Управление торговлей. Управление персоналом Описаны три конфигурации системы "1С:Предприятие 8.1": "Бухгалтерия предприятия", "Управление торговлей" и "Зарплата и Управление персоналом". Рассмотрены операции с денежными средствами, учет товаров, продукции, услуг, учет основных средств и нематериальных активов. Представлен расчет налоговых платежей, итоговая бухгалтерская и налоговая информация. С позиций менеджера, управленца, кладовщика показано, как сформировать заказ поставщику и оформить поступление товара, отследить прохождение оплаты, управлять ценообразованием, организовать розничную торговлю и учет оплаты с помощью платежных карт и банковских кредитов. С позиций бухгалтера-расчетчика и специалиста по кадрам показано, как составлять и вести графики работы и отпусков, работать с кадровыми документами, формировать налоговую отчетность и решать другие задачи учета заработной платы и кадрового учета. Во втором издании отражены изменения в налоговом законодательстве, включен анализ характерных ошибок начинающих пользователей,...
Учетная политика организаций на 2010 год Учетная политика организаций на 2010 год Учетная политика является одним из основных документов, устанавливающих правила ведения в организации бухгалтерского и налогового учета. Выбор и реализация рациональной, экономически обоснованной учетной политики позволяет оказывать влияние на эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ускорить оборачиваемость элементов капитала, получить дополнительные внутренние источники финансирования капитальных вложений и оборотных активов, привлечь внешние ресурсы для расширения бизнеса. В данном издании подробно рассказывается обо всех принципах формирования учетной политики организации. В книге учтены все бухгалтерские и налоговые новации, которые вступают в силу с 2010 года. Ведь их надо учитывать при формировании политики на будущий год. Кроме того, автор подробно останнавливается на основных этапах учета основных средств, нематериальных активов, запасов. Отдельный раздел книги посвящен формированию резервов.